Терренс Дэвид Джон Пратчетт родился 28 апреля 1948 года на юго-востоке Англии, в городке Биконсфилд (графство Бакингемшир — в русскоязычных источниках можно встретить название Бакс, так его сокращают англичане). Стать творческой личностью Пратчетту, что называется, на роду было написано. Дело в том, что родители Терри — выходцы из валлийского города Хэй-он-Вай. Это местечко в графстве Повис именуют «городом книг» — там базируются многие торговцы антикварными изданиями, а на две тысячи жителей приходится более тридцати букинистических магазинов! Немудрено, что в город съезжаются за добычей библиофилы со всей страны. Дело дошло до того, что в 1977 году владелец крупнейшего местного магазина раритетов Ричард Бут объявил Хэй-он-Вай независимым книжным королевством с собой в роли монарха. Правда, сделал он это 1 апреля, в «день дураков». В общем, любовь к книгам была у Дэвида и Элейн Пратчеттов в крови, и они сполна передали её своему единственному ребёнку.
Поначалу Терри чтение не слишком жаловал, проводя время в играх. Однако родители подсунули сыну-непоседе сказочную повесть Кеннета Грэма «Ветер в ивах», после чего мальчик, что называется, «пропал».
Вскоре фантастика превратилась в излюбленное чтение Терри, особо он восхищался книгами классиков — Герберта Уэллса и Артура Конан Дойла. Впрочем, мальчик охотно читал и авантюрную фантастику американских писателей, и фэнтези, конечно. Кроме того, Дэвид Пратчетт, будучи активным радиолюбителем, привлёк к этому и сына — у них даже была собственная радиоволна Home-brew R1155. Ещё одно увлечение мальчика — астрономия. Он часами мог глазеть в телескоп на звёздное небо, изучал специальную литературу, даже собирал тематические карточки-вкладыши о космосе из пачек чая. И мечтал стать астрономом, но из-за слабого знания математики его грёзам не суждено было сбыться.
По натуре Терри оказался ярко выраженным гуманитарием. К тому же он никогда не отличался особым прилежанием в учёбе, заявив позднее, что его главным «университетом» стала Публичная библиотека Биконсфилда. Впрочем, это не помешало Терри с успехом закончить начальную Грамматическую школу имени Джона Хэмпдена в Хай-Уайкомбе, куда переехала семья Пратчеттов после двухлетнего пребывания в Бриджтауне (графство Сомерсет). В 11 лет Терри перешёл на следующую ступень обучения своей «альма матер» — в Высшую техническую школу. Там он активно сотрудничал с журнальчиком Technical Cygnet, где в 1961 году появился его первый фантастический рассказ The Hades Business. Через два года заметно переработанный опус опубликовал профессиональный журнал Science Fantasy; на первый гонорар в 14 фунтов стерлингов Терри приобрёл собственную печатную машинку. В те годы его увлечение фантастикой переросло в истинную страсть — он даже стал активным членом фэндома. Однако через пару лет на интеллектуальное «баловство» попросту не осталось времени — когда Терри исполнилось семнадцать, он бросил школу и пошёл работать.
Решение далось непросто, но Терри принял его осознанно — правда, предварительно посоветовавшись с родителями. Надо отметить, что Дэвид и Элейн отнеслись к поступку сына с пониманием — ведь Терри захотел посвятить себя практической журналистике, желая заработать опыт в «полевых условиях», а не в аудитории. Впрочем, специальной учёбой парень тоже не пренебрегал — сотрудничая с небольшим изданием Bucks Free Press, он попутно регулярно посещал курсы журналистики. А заодно писал свой первый фэнтезийный роман «Люди ковра».
Особо значимым для дальнейшей жизни Пратчетта стал 1968 год. Сначала ему довелось брать интервью у директора небольшого издательства Colin Smythe Limited Питера ван Дьюрена, на которого Терри произвёл хорошее впечатление и тот согласился глянуть на роман амбициозного новичка. Кроме того, во время своих репортёрских подвигов Терри познакомился с милой девушкой Лин Мэриан Парвис. Отношения у них складывались динамично и уже в октябре двадцатилетний журналист стал женатым человеком.
Дебютный роман Пратчетта показался Ван Дьюрену достойным внимания, однако он всё же колебался, потому отдал рукопись и её автора в руки владельца издательства Колина Смайта. Ещё одно судьбоносное происшествие — ведь именно Смайт вскоре стал главным лоббистом будущего автора бестселлеров и его близким другом. А пока, после некоторой переработки, тщательного редактирования и добавления иллюстраций, «Люди ковра» увидели свет — и случилось это в 1971 году. Не сказать, что книга имела большой успех, — несмотря на весьма лестные отзывы в прессе до многотысячных тиражей было ещё далековато. Но почин оказался положен!
Терри перешёл на работу в другую газету, Western Daily Press, вместе с Лин переехав в сомерсетский городок Роуберроу. Затем в течение нескольких лет Пратчетт ещё пару раз менял поле деятельности — вернулся в Bucks Free Press, перешёл в Bath Evening Chronicle. В 1976-м у Терри и Лин родилась дочь Рианна, стало быть, понадобилось больше денег. Не прекращая заниматься журналистикой и литературным творчеством, Пратчетт нашёл более верный кусок хлеба, став в 1980-м пресс-атташе компании Central Electricity Generating Board, занимающейся атомной энергетикой (ныне РowerGen).
За это время у Пратчетта вышло ещё несколько книг («Тёмная сторона солнца» в 1976 и «Страта» в 1981), но за рамки «перспективного» автора выбиться ему всё никак не удавалось.
В 1983 году появился «Цвет волшебства» — самая первая книга из серии о Плоском мире. И хотя этот роман (по справедливости, скорее сборник повестей) вовсе не произвёл фурора, он всё же стал своеобразным трамплином в литературной карьере и жизни Терри Пратчетта.
Поначалу книги Пратчетта выходили в бумажной обложке небольшим тиражом, отчего первое издание «Цвета волшебства» прошло почти незамеченным широкой публикой. Однако Колин Смайт сумел заинтересовать творчеством Пратчетта редактора более солидного издательства Corgi Диану Пирсон. В 1985-м Corgi успешно переиздало роман: опять в мягкой обложке, но в довольно приличном количестве. Солидным продажам помогла и постановка, которую удалось пробить на четвёртом радиоканале BBC.
В 1986-м вышла «Безумная звезда», и Смайту с Пратчеттом стало ясно — чтобы продвигать Терри как писателя, надо заинтересовать его книгами серьёзную фирму. Только так можно стать настоящим автором бестселлеров. Самому Пратчетту очень хотелось пробиться в Gollancz — однако была проблема: ранее там никогда не выпускали фэнтези. Но Смайт подключил свои дружеские связи — в результате три последующие книги Пратчетта о Плоском мире вышли под совместным патронажем Gollancz и Colin Smythe. Рост популярности Пратчетта привел к тому, что Колин перестал быть его издателем, оставшись при этом в роли литературного агента. В конце концов, всё решилось полюбовно: Gollancz публиковал книги о Плоском мире в твёрдом переплёте, а Corgi — в бумажной обложке.
Но оставим дела издательские и вернёмся собственно к Терри. В сентябре 1987 в его жизни случилась новая перемена — он ушёл с постоянной работы на вольные писательские хлеба. Пратчетт даже был согласен потерять в доходах и потуже затянуть пояс на первое время, но этого не случилось — книги продавались хорошо, его популярность росла. Следовательно, с деньгами проблем не возникало. Можно было просто писать, писать и писать! И Пратчетт поймал свой рабочий ритм: в среднем по две книги в год. С каждым новым томом росла его слава — сначала в Британии, затем за её пределами.
Дошёл черёд и до наград. Уже вышедшие в 1987-м «Творцы заклинаний» номинировались на премию журнала «Локус». Через два года «Пирамиды» выиграли Британскую премию фэнтези. Книги Пратчетта всё чаще попадали на первые строчки британского списка бестселлеров, на их основе создавались мультфильмы, теле- и радиопостановки, игры. Огромной популярностью пользовались ежегодные календари, с успехом продавались аудиокниги, псевдонаучные труды о Плоском мире и разнообразные сопутствующие товары — в общем, Терри Пратчетт постепенно превращался в невероятно раскрученного автора бестселлеров. Его подвиги, конечно, померкли на фоне феномена Гарри Поттера, однако успех Ролинг — скорее, не литературное, а общественное явление. А вот по количеству первых мест в книжных хит-парадах Британских островов Терри Пратчетт до сих пор удерживает абсолютное первенство — вне зависимости от жанровой принадлежности. Он — подлинное национальное достояние Королевства!
Со второй половины 1990-х слава Терри Пратчетта перекинулась за океан — хотя в Штатах он не так популярен, как на родине, всё же и в Америке книги о Плоском мире регулярно попадают в списки бестселлеров. Пратчетта знает и любит весь англоязычный мир, континентальная Европа, и, конечно же, Россия. Суммарный тираж его книг уже перевалил за 50 миллионов экземпляров. В 1998 году королева Елизавета II наградила Терри Пратчетта Орденом Британской Империи, а в феврале 2009-го он был посвящён в рыцари.
В 1993 году семейство Пратчеттов оставило Роуберри и переселилось в поместье Domesday в окрестностях Солсбери (графство Уилтшир). Кроме дочери, детей у Терри и Лин больше не было.
Число людей, переходящих на чтение книг с электронных носителей множится час от часу. И все «наследники Гуттенберга» стараются не проспать и изобретают способы подстроиться под неизбежную и всепобеждающую экспансию научно-технического прогресса.
Правда, делают они это по-разному. Так, отечественные издатели направляют все силы и возможности на то, чтобы лоббировать ужесточение российского законодательства, направленного против сетевых библиотек и прочих «пиратских» ресурсов. А вот их западные же коллеги, понимая, что на одних запретах далеко не уедешь (их там в достатке и довольно жёстких, но страсть пользователей к халяве истребить почти нереально), пробуют заинтересовать потенциальных потребителей этакими дополнительными «плюшками». Эти приёмы разнообразны, да к тому же постоянно придумывается что-то оригинальное. Так, под занавес прошлого года издательство Night Shade Books выпустило новый фэнтезийный роман Кэмерон Хёрли «Восторг», третью часть цикла «Апокриф Тёмной Дамы». И, чтобы заманить в свои сети побольше возможных покупателей, издательство устроило раздачу электронных версий первых двух романов серии – абсолютно задаром. И причём коварных намерений издатели вовсе не скрывали: «После того, как вы попадётесь на крючок (в чём мы совершенно уверены), не забудьте же приобрести только у нас восхитительное завершение этого цикла!»
Представляете себе аналогичную акцию какого-нибудь российского издательского гиганта? Пока с трудом. Но в будущем им всё равно придётся как-то встраиваться в живущие реалии или отправиться на паперть и там просить у сердобольных прохожих лишнюю копеечку. Вы думаете дадут?
[закрыть]
Хотите оставаться в курсе важных тенценций мировой фантастики и фэнтези? Подпишитесь на рассылку от библиотеки FB Fantasy и читайте все новинки и бестселлеры мировой фантастики в формате RSS.